Модель относится к пока очень редкому типу профессиональных проекторов, реально обладающих необходимым для прецизионной визуализации качеством изображения в сочетании с доступной ценой
После знакомства с BenQ LK970 очень хочется донести мысль, что это и не банальный профессиональный проектор, украшенный 4K UHD чипом, и не штучный прибор для лабораторных опытов, а аппарат нового поколения, открывающий возможность использовать технику высокого качества не только для пользователей с эксклюзивным бюджетом.
По этой причине данный обзор больше посвящен не техническим характеристикам проектора, а значению факта его появления и причинам, побудившим компанию BenQ его создать. Эти причины кроются в особенностях истории прогресса проекторов.
Долгое время проекторы совершенствовались по пути увеличения яркости и разрешения, но появились обстоятельства, которые стали серьезным препятствием на пути внедрения проекторов высокого разрешения. Главной проблемой стала передача сигнала высокого разрешения из-за его гигантского объема, увеличивающегося в геометрической прогрессии. Каждый шаг по увеличению плотности пикселей в 2 раза приводит к увеличению объема сигнала в 4 раза. Дополнительную лепту сравнимого объема добавляет увеличение ширины и глубины цветового спектра.
Низкий спрос на проекторы с выросшим, но невостребованным разрешением, побудил производителей начать совершенствовать их качественные характеристики. Важно подчеркнуть, что речь идет не о штучных Hi-Fi проекторах для элиты, а о массовых проекторах. Существует несколько производителей таких проекторов и компания BenQ является одним из лидеров в их числе, и именно она первой сделала принципиальные шаги по улучшению качества изображения, воспроизводимого доступными по цене проекторами.
Первый шаг коснулся цветопередачи. Компания BenQ начала калибровать проекторы в заводских условиях в соответствии с жесткими цветовыми стандартами. Эффект превзошел все ожидания и семейство Full HD проекторов BenQ для домашних кинотеатров во главе с его флагманом W1070 побило все рекорды спроса прежних лет. Практику качественной заводской калибровки BenQ распространил на многие свои другие модели.
Следующим шагом BenQ стало совершенствования проекторов с 4K разрешением. Главной проблемой таких моделей являются цветовые аберрации в объективах. Они возникают на границах линз в виде "расщепленных" лучей разного цвета, которые на изображении проявляются как цветные каймы на контрастных границах, например, вокруг букв в меню. При Full HD разрешении ширина этих паразитных границ для обычных объективов равна размеру одного пикселя и понятно, что говорить при этом о преимуществах 4K разрешения бессмысленно. BenQ создал и сертифицировал исключительную по качеству оптику для своего кинотеатрального проектора W11000. Результаты его первых тестов настолько поразили всех высоким качеством изображения, что даже породили на форумах пенную волну неверия.Пена осядет, а качество останется и BenQ будет его еще улучшать. Более того, это достижение не ограничилось пропиской только в одном проекторе W11000, а автоматически досталось близнецам по шасси, моделям X12000 и LK970. От W11000 они отличаются только источниками света - в X12000 используется LED-фосфорный, а в LK970 установлен мощный лазерно-фосфорный.
Таким образом, профессиональный проектор BenQ LK970 стал первым аппаратом, который при разумной цене объединил достоинства лазерных источников света, 4K разрешения, прецизионной оптики и качественной заводской калибровки цветопередачи.
Приведенная ниже галерея фотографий с разным увеличением демонстрирует достигнутый компанией BenQ результат. По нашему мнению он выдающийся, потому что подобное по четкости и чистоте от цветовых аберраций изображение раньше можно было получить только с помощью проекторов, которые стоят в 5 раз дороже, чем LK970.
Самое приятное во всем этом то, что оптическая революция BenQ не ограничилась только профессиональными моделями и ее результатами также смогут воспользоваться обладатели недорогих проекторов. Невозможно ручаться за все, но, например, побывавший у нас на тесте бюджетный проектор для домашних кинотеатров W1050 удивил качеством своего объектива.
Еще одним важным аспектом оценки LK970 является соответствие его 4K UHD разрешения реальному 4K. Это не персональный вопрос к LK970, а общий для всех 4K UHD проекторов. На него существует четкий ответ, но из-за рекламной дезинформации и амбиций экспертов, его не всегда слышно, поэтому не считаем лишним повторить его здесь еще раз.
Любой эксперт уверенно скажет "ну конечно разница видна". Ценность этой точки зрения серьезно меняется, когда дело доходит до живой демонстрации и уверенность превращается в уговаривание "увидеть" эту разницу.
Производители проекторов говорят обратное и вообще утверждают, что 4 млн. пикселей одного кадра при наложении на 4 млн. пикселей следующего дают 8 млн. пикселей, как это и есть при реальном 4K разрешении, то есть имеет место точное совпадение. Это конечно звучит убедительно, но только для тех, кто верит, что тройка лошадей бежит в 3 раза быстрее, чем одна.
В реальности исходный 4K сигнал приходится масштабировать (уменьшать) до разрешения 4K UHD матрицы, то есть до 2716x1528 пикселей. Это 67% процентов от исходной информации. Потерянные 33% информации удается наполовину сократить до 17% при создании второго кадра, который накладывается на первый. Каждый может оценить как это выглядит, если сравнит на мониторе своего компьютере пару кадров, один из которых не сжат, а второй сжат до 83%. Те кто проверил, поймут возмущенных экспертов. которые требуют создания новых типов тестов, чтобы как-то выявлять телевизоры и проекторы с технологиями дублирования точек. Это возмущение связано с тем, что 4K UHD проекторы легко проходят традиционные тесты с квадратами, линиями, кругами и шашечками. В этом факте есть ценная информация для тех, кому необходимо 4K разрешение для схем и чертежей - в этих случаях 4K UHD проекторы работают так, что к ним вообще невозможно придраться. Кроме того, технология наложения кадров позволяет делать кое-что "невозможное", например, показать линию толщиной меньше одного пикселя. Сразу слышатся удивленные восклицания об абсурдности такого замечания, потому что в исходном сигнале не может быть линии толщиной меньше точки, но факт налицо, и фото ниже хорошо его демонстрирует. Действительно, на матрице любого разрешения, в том числе и с реальным 4K, невозможно "покрасить" половину точки, но при использовании технологии наложения это возможно. Алгоритм обработки изображения по ширине каймы полутонов вокруг линии четко определяет в каком месте ширина этой линии меньше пикселя и не использует для ее отображения всю точку целиком, то есть делает то, что для матриц с реальным 4K разрешением невозможно в принципе.
Вместо выводов и итогов обзора назовем число конкурентов BenQ LK970. Это не просто 4K или 4K UHD проекторы, а 4K и 4K UHD проекторы с качественной оптикой. Существует 6 таких моделей, но цена у них кусается в 5 раз сильнее, чем у LK970.
В конце напомним, что у проектора LK970 есть два близнеца, но с другими источниками света. Модель W11000 имеет ламповый источник света, а в X12000 установлен LED-фосфорный. Краткие их характеристики и ссылки на полные спецификации с инструкциями приведены в таблице ниже.
|
|
|
1 x DLP
2716x1528 (4K со сдвигом) 2200 ANSI лм 1 x 240 вт 14.80 кг |
1 x DLP
2716x1528 (4K со сдвигом) 2200 ANSI лм LED-Phosphor 18.50 кг |
1 x DLP
2716x1528 (4K со сдвигом) 5000 ANSI лм Laser-Phosphor 19.20 кг |