Так случилось, что в этом цикле мы касались в основном HI-FI аудио, не затрагивая вопрос видеотехники, а между тем, в Стране Советов были, пускай и несколько запоздалые, но достижения по этой части. Рассматривая советское видео, как сравнительно редкий и в основном перестроечный феномен, под определение HI-FI (т.е. высокая верность воспроизведения) лучше других подходят видеодиски формата Laser Disc и проигрыватели для них.
К моменту разработки в Союзе описываемая технология доживала свои последние годы за ржавеющим железным занавесом. При этом для подавляющего большинства советских людей, немногим из которых был доступен даже банальный VHS-видеомагнитофон, представлялась истинным технологическим чудом. Под катом об отчаянной и изначально обреченной на провал попытке “догнать и перегнать”.
Согласно Вики, в основу создания формата Laser Disc легла технология оптической записи, созданная Дэвидом Полом Греггом в 1958-м году и усовершенствованная инженерами Philips в следующем десятилетии. Сам формат также был создан и долгое время продвигался Philips в сотрудничестве с MCA.
Интересно, что принцип сквозной записи и воспроизведения (на просвет), использованный Греггом, оказался малопригоден, и его заменили на использование отраженного света, что было более практичным. В дальнейшем все оптические носители будут использовать именно отраженный лазерный луч при воспроизведении.
Первые экспериментальные LD-диски и опытные прототипы проигрывателей появились ещё в конце 60-х, а в 1972-м MCA и Philips представили первые успешные результаты экспериментов. На протяжении 70-х технология совершенствовалась. Серийный выпуск проигрывателей и старт продаж первых LD-дисков начался в 1978-м, т.е. через 2 года после появления VHS и за 4 года до старта CD.
LD-диски могли быть односторонними и двухсторонними, с целью уплотнения записи и увеличения объема записываемой видеоинформации, использовалось 3 технологии, основанные на изменении скорости вращения диска.
CAV (англ. Constant Angular Velocity — постоянная угловая скорость) — аналогичный метод используется при воспроизведении грампластинок, даёт возможность записать на каждой из сторон диска 30 минут видео и аудио материала.
CLV (англ. Constant Linear Velocity — постоянная линейная скорость) — аналог применяется при воспроизведении CD — технология позволяла записывать до 60 минут видео и аудио материала на каждую из сторон LD. Нередко такой способ уплотнения из-за технологических погрешностей вызывал перекрестные помехи.
CAA (англ. Constant Angular Acceleration — постоянное угловое ускорение) — метод уплотнения, разработанный компанией Pioneer, стал почти повсеместно (кроме 3М/Imation) применяться с начала 1980-х. Это произошло в связи с возможностью максимально снизить искажения и помехи при воспроизведении. Практически никогда не указывался на дисках.
MCA производили диски, а Philips создавали проигрыватели. Вскоре компании сочли формат малоперспективным и MCA остановило производство. Philips также к началу 80-х потерял интерес к собственному детищу, а инициативу по производству перехватили японские компании, в частности, Pioneer, ставший самым массовым производителем LD-плееров. Разработчики формата Richard Wilkinson, Ray Deakin and John Winslow сочли, что формат по прежнему имеет шансы на выживание… Они организовали фирму Optical Disc Corporation, которая впоследствии занялась изданием LD.
К середине 80-х появилось несколько независимых издателей в США и Японии. Позже НПО “Авангард” совместно с пензенским ГНПП «Рубин» выпустили LD в СССР. Laser Disc, который первоначально был исключительно аналоговым форматом, к 1987-му году стал выпускаться ещё и в виде гибрида, который позволял записывать видео в аналоговом формате и звук в цифровом (как на стандартных CD). Наиболее популярным LD стал в Японии, где на момент прекращения издания дисков в 1999-м им продолжало пользоваться около 10 %. В США этот показатель не превышал 2 % (не более 2 000 000 человек).
Разработка отечественных LD началась только через 11 лет после того, как этот формат стал серийным в остальном мире. При этом следует уточнить, что в 1989-м в Стране Советов дефицитом считались даже аудиокассеты, а видеоносители формата VHS были товаром крайне редким.
Возможно, из желания догнать и перегнать, а возможно, и из альтруистической необходимости подарить потребителю более качественный и в чем-то более удобный формат в Ленинградском НПО «Авангард» началась разработка советских LD-дисков.
В отличие от множества других случаев, когда имена создателей технологических инноваций в СССР оставались неизвестны, в этом страна может узнать хотя бы некоторых из своих героев. Информацию о создателях советского Laser Disc сохранил Петербургский государственный Архив. Дело в том, что в НПО был создан специальный отдел, который реализовал программу по созданию советских LD, фото из которого стали архивными материалами.
Руководителем этого подразделения был Д.Г. Задворный, под его работали начальник сектора отдела разработки лазерных видеодисков Л.П.Велютин, инженер С.Н.Степанов и технолог Н.П.Петров — это люди которые приняли непосредственное участие в адаптации западной технологии производства и записи LD в СССР.
Экспериментальные LD появились в 1989-м и уже в 1990-м пошли в мелкую серию для оснащения опытных образцов экспериментального проигрывателя «Русь-501 ВИДЕО». Технология производства и записи для конца 1980-х годов уже не казалась сложной и была быстро адаптирована для особенностей серийного производства в СССР.
В советский период было подготовлено только 2 релиза на LD: «Цветы и песни Сан-Ремо в Москве» в 1989-м и видеоэкскурсия по музею А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге (подготовлена в 1991-м, вышла и появилась на прилавках в 1992-м).
Работы по этой теме в НПО “Авангард” начались в 1987-м году, в этот же момент стартовала разработка серийного советского проигрывателя для них, так как из-за рубежа они не поставлялись и при потенциальном выходе на советский рынок дисков возникала необходимость в проигрывателе.
Разработку таких серийных проигрывателей начали на государственном Рязанском приборном заводе, позже производство серийных образцов продолжили на Ярославском заводе «Машприбор». Создание проигрывателя проводилось параллельно с освоением технологии создания диска. К сожалению, имена инженеров, разработавших эти проигрыватели, остаются неизвестными.
Первым мелкосерийным устройством такого типа стал проигрыватель Русь-501 ВИДЕО. Всего с 1988-го по 1989-й год таких устройств было выпущено немногим более пятисот. На данный момент известно 3 сохранившихся проигрывателя. Какое-то время считалось, что образцы этой серии утеряны.
Как и большинство экспериментальных разработок проигрыватель получился сырым. Он мог воспроизводить только диски с постоянной угловой скоростью вращения, т.е. формата «CAV», который использовался на западе до 1982-го года. В Союзе же на тот момент выпускался только один CAV-диск «Цветы и песни Сан-Ремо в Москве», который в качестве тестового входил в комплектацию Русь-501 ВИДЕО.
В устройстве был установлен не полупроводниковый, а гелий-неоновый лазер, который требовал питания с напряжением в 2 000 Вольт, что схемотехнически и механически усложняло устройство.
При открытии крышки проигрывателя лазер не выключался — это могло привести к повреждению глаз, а соответственно, делало проигрыватель потенциально опасным для здоровья.
Помимо прочего, по воспоминаниям первых пользователей, и механика и электроника постоянно подглючивали, что также не могло радовать.
Учтя ошибки пилотного устройства, был разработан и запущен в серию более совершенный образец «Русь ВП-201». Несмотря на стремительно устаревающую технологию, этот проигрыватель на момент создания — 1990-й г. мог конкурировать с аналогичными западными устройствами, которые в то время ограниченными сериями выпускали Pioneer, Panasonic, SONY и Kenwood.
Единственным недостатком, который остался в качестве “наследственного” порока от «Русь-501 ВИДЕО» был гелий-неоновый лазер, закономерно требовавший высокого напряжения, всё остальное было основательно переработано.
В первую очередь было устранена непрерывная работа лазера, как источник потенциальной опасности для здоровья. Форматная составляющая была расширена поддержкой CLV-дисков. Для упрощения управления устройство получило ИК-пульт ДУ.
Функциональность устройства можно даже назвать избыточной — в управлении были реализованы не только стандартные навигационные функции с ускоренным прямым и обратным воспроизведением, но также замедленное воспроизведение, настройка скорости в режимах ускоренного/замедленного воспроизведения, поиск кадра по номеру.
Система управления проигрывателем была своеобразным прообразом экранного меню современных телевизоров и плееров. Реализация такого высокофункционального управления стало возможным за счет применения цифрового модуля на базе микропроцессора КР580ВМ80А и БИС, некоторые из которых создавались специально для этого проигрывателя.
Отдельного упоминания заслуживает звук, так как Русь ВП-201 стало первым и осталось единственным видеовоспроизводящим устройством со стереозвуком, созданным в СССР. Также в СССР использована поднимающаяся магнитным полем линза лазера, закрепленная в металлическом цилиндре. Это смелое и уникальное для своего времени решение коренным образом отличалось от классического мягкого подвеса.
Самым удивительным стало то, что проигрыватель был практически полностью реализован на основе отечественной элементной базы, исключение составили только чип ПЗУ и три концевика микропереключателей.
В 1991-м году дополнительный серийный выпуск устройства начался на Ярославском заводе «Машприбор», который начал производство совершенно аналогичного проигрывателя под названием Амфитон ВП-201.
Многие коллекционеры, исследователи техники советского периода, в частности, создатели сайта red-innovation.ru Макс Сысоев и Игорь Емельянов считают Русь ВП-201 самым высокотехнологичным изделием, созданным для массового потребительского рынка в СССР.
В очередной раз отметим — истории создания таких устройств демонстрируют зрелость и самодостаточность инженерных кадров в СССР, жизнеспособность технологической базы и практическую возможность производства в Союзе высокотехнологичных устройств. К несчастью, они полностью нивелировались атавизмами плановой экономики, исключительным приоритетом оборонки, остаточным принципом в отношении товаров народного потребления, а порой и попросту безграмотной внутренней экономической политикой.