Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?
Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?
Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.
В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.
Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.
Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.
Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.
Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.
Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.
Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.
Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.
Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.
Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.
Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.
Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.
Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.
В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).
Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.
Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.
Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.
Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.
Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.
Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.